Головатовские чтения


Карта сайта Обратная связь

Обучение детей с нарушением зрения.

Итоги 2016-2017 учебного года

           20 июня в ГУК «Специализированная библиотека для слабовидящих и незрячих» Забайкальского края состоялось обсуждение проблемы обучение детей с глубоким нарушением зрения  по итогам 2016-2017 учебного года в свете федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 11 февраля 2015 г. за №ДЛ-5/07.
В разговоре приняли участие председатель Забайкальской краевой организации ВОС Фалилеева Н.В., помощник председателя Васильева Н.А., председатель Читинской  местной организации ВОС Рязанцева Н.В.  Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» представляла Тамаровская Е .Н. – начальник отдела развития муниципальной системы образования и координации деятельности общеобразовательных организаций, директор МДОУ «Специализированный детский сад №87- компенсирующего вида» г. Чита Козлова И.Г.  и заместитель Дудина Н.А. Присутствовали тифлопедагог  читинской общеобразовательной школы №3 Гончаров М.С. , учитель истории и обществознания из с. Новая Кука Горина Т.М., у которой на индивидуальном обучении  Иващенко Ангелина – инвалид 1 горуппы по зрению из с. Жипковщина. Своё мнение высказали  мамы, дети которых обучаются у тифлопедагогов Гончарова М.С. и Кузнецовой О.Н. – это Шишкова Н.В. и Байшева Г.В. , а также Иващенко Н.А.
В своем выступлении  директор спецбиблиотеки отметила, что в последние годы учреждение стало одним из ведущих элементов образовательного пространства  детей с нарушением зрения. Особенно  важна её роль в образовании слепых детей, обучающихся на дому или  обучающихся в общеобразовательных школах. Так как инклюзивное образование не обеспечивается специфическими методиками, доступными учебниками, методическими материалами, то эти процессы регулирует спецбиблиотека. Заведующая сектором Лагутина В.Б. подробно рассказала об обеспечении учебниками  с рельефно-точечным шрифтом, на звуковых носителях. Востребована учебная литература с укрупненным шрифтом для слабовидящих детей, но она не издается. Фалилеева Н.В. проинформировала о технических средствах, которые помогают детям в процессе учебы. Однако, нередко , как она отметила, при заполнении индивидуальной программы реабилитации на ребенка, врач МСЭ не включает такие средства реабилитации как ручной или стационарный электронный видеоувеличитель, тифлофлэшплейер, лупа. Родители должны знать перечень технических средств и требовать их  для своих детей. Еще одна нерешённая многолетняя проблема – школа для слепых и слабовидящих детей в г. Чите. Её отсутствие в краевом центре негативно  отражается на получении образования и социальной адаптации детей. Несмотря на то, что Петровск-Забайкальская коррекционная школа – интернат великолепно оснащена техническими средствами, в ней прекрасные условия для проживания , родители отказываются туда отправлять детей – очень далеко, а навещать – высокая стоимость проезда .  Министерство образования  Забайкальского края  мотивирует отказ открытия школы для детей с нарушением зрения отсутствием финансов, недостаточным количеством  детей – инвалидов по зрению.
Тамаровская Елена Николаевна отметила , что детей – инвалидов по зрению в городе более 200 человек .Все они обучаются в общеобразовательных школах, и, конечно, испытывают определенные трудности. Она привела пример общеобразовательной школы №19, где обучаются достаточно много  детей с ОВЗ. Созданы условия, работают дефектологи.    
Козлова Ирина Георгиевна посетовала на  то, что пройдя  индивидуальное  обучение и воспитание с использованием специальных методик  в детском саду №87, дети  с нарушением зрения идут в первый класс обычной школы, где для них не предусмотрены специальные  условия . Для их полноценного образования и социализации  необходима преемтсвенность: специализированный сад – специализированная школа или коррекционный класс в общеобразовательной школе. Её поддержали все присутствующие.
Горина Татьяна Михайловна индивидуально занимается с Ангелиной Иващенко в с. Жипковщина. Девочке необходима помощь в освоении  рельефно-точечного шрифта. К сожалению, Татьяна Михайловна и сама подтвердила, что в этом случае нужен тифлопедагог. Присутствующие выразили педагогу большую благодарность за её подвижнический труд. Мама девочки -  Наталья Анатольевна, хотела бы дополнительные занятия для дочери в городе  с тифлопедагогом .
Родители  детей инвалидов по зрению - учеников общеобразовательной средней  школе №3, поблагодарили  титфлопедагога Кузнецову Ольгу Николаевну. Она  единственный специалист в Чите  с профильным образованием – выпускница Российского педагогического университета им. А.И. Герцена по направлению «Специальное дефектологическое образование», профиль – тифлопедагогика. Её занятия с детьми дают реальный результат: дети быстро осваивают рельефно-точечный шрифт. Ольга Николаевна  доступно объясняет учебный материал, с детьми  у неё полное взаимопонимание. В свою очередь дети охотно у неё учатся.
Фалилеева Нина Валентиновна высказала пожелание максимально использовать потенциал талантливого учителя Кузнецовой О.Н. Возник вопрос о переводе Ильи Шишкова на индивидуальное обучение к Ольге Николаевне от другого преподавателя на следующий учебный год. С этой проблемой обратилась мама - Надежда Владимировна. Тамаровская Елена Николаевна  ответила , что этот вопрос решается очень просто по заявлению родителей.
В завершении Тамаровская Е.Н. сказала, что  «  я услышала  все поднятые вопросы .  Будем решать в рамках полномочий Комитета образования.  Родителей я прошу по вопросам обучения своих детей с нарушением зрения обращаться ко мне в любое время».

 

 

      

 

Контакты

672000, г. Чита, ул.П.Осипенко, 4

Тел: 32-10-14; 35-90-21

Е-mail: tiflo_lib_chita@mail.ru

Время работы: 8:30 - 17:00

Перерыв с 13-00 до 13-30

Выходной день - воскресенье